И.И. Кушелев
ТЕОРИЯ ПОРУБЕЖНЫХ РОДОВ
Концепция естественного развития истории казачества
«Ход истории и свое место в ней здоровое самосознание народа воспринимает как нечто очевидное, естественно вплетающееся в общее мироощущение».
Митрополит Иоанн (Снычев).
Введение.
Изучению казачества посвящены многочисленные труды исследователей. Ими собран большой научный материал, который отвечает на многие вопросы, связанные с былинным прошлым казаков. Но до сих пор так и не составлена целостная картина их истории, потому что гипотезы ученых фрагментарны, а выводы нередко отрицают друг друга. Бессистемность видения казачьего прошлого породила в общественном сознании настоящий хаос, разбросанность которого простирается от утверждения, что казаки создали Россию (Л.Н. Толстой), до мнения, будто они являлись сбродом (В.В. Татищев) или были для русского государства опаснее кочевых орд, отчего Россия вела с ними борьбу (С.М. Соловьев). Различны и гипотезы происхождения казачества. Они простираются от расхожего мнения, что казаки – это бывшие беглые крестьяне (Н.М. Карамзин и др.) до утверждений, настаивающих на происхождении казачества от скифов (А. Попов и др.), гетов-русов (Е.П. Савельев) или казар (Г.В. Губарёв и др.) Так же разно понимание сущности казачества: его называют военным сословием (О.А. Платонов и др), этносом (Л.Н. Гумилев), самобытным народом или народностью (С.В. Болдырев и др.) и, даже, родоначальником украинской нации (дореволюционный «Украинский гимн»). Также совершенно противоположны объяснения смысла слова казак. Многие настаивают, что изначально оно значило вольный человек. А иные указывают на его скифо-иранское происхождение, переводя его как белые олени. Называются и другие варианты.
Причиной внутренней несогласованности научных гипотез в отношении казачества является отсутствие системы общего понимания его древнейшего прошлого в рамках объективных законов и противоречий. Поэтому прямое описания прошлого казаков (историография) до сих пор представляет собой лишь своды фактов, не осмысленных в целом и не сведенных к общим выводам, что и является корнем многих теоретических путаниц. Но накопленный к настоящему времени исторический материал на наших глазах рождает единство понимания проблемы осознания истории казаков в целом, а не только в ее составляющих. Стало возможным сведение разнообразных мнений ученых-историографов в единую систему понимания казачества как общемирового явления, подступом же к систематизации выработанных знаний об исторической жизни казаков являются размышления об очевидном, иногда находящиеся вне общепринятых канонов и догм. Они и составляют предлагаемую Теорию порубежных родов – методологию видения казацкой истории в целом. Теория построена на уяснении их роли в русской и мировой истории, сущности казачества, причин его возникновения, а также на определении начал и временных рамок его существования в разные периоды исторической жизни человечества. Теория порубежных родов исходит из понимания исторического процесса как естественной последовательности жизни людей, предопределенной логикой их существования. Ее естественно-исторический метод позволяет «расставить» известный фактологический материал на протяжении всего вектора существования казачества, представив общеизвестные факты его исторической жизни в системе.
Часть I.
СУЩНОСТЬ КАЗАКОВ
Глава 1. НАЧАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ КАЗАЧЕСТВА
Первые воины человечества. Воинские касты порубежий. Конные азы. Казаки разных рас.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОИНСТВА ДРЕВНОСТИ
С самого начала существования на Земле люди жили семьями, из которых возникли на рода, что со временем сложились в племена. Первоначальному периоду существования людей на уровне семей, родов и, в последствие, племён была свойственна жизнь без войн, но военные времена все-таки наступили, и племена стали воевать друг с другом. Они проживали компактно, но одни рода занимали их центральные земли, а другие – окраинные. И когда начались войны, окраинным родам пришлось первыми принимать на себя удары врагов, став для остальных живым щитом.
От слова щит возникло понятие защитники. Защитниками родных племён и явились те, кто занимал порубежья – эти рода превратились в передовые рода общеплеменной обороны. Чтобы избежать внезапности нападений врагов, стражники порубежий выставляли на подступах к своим поселкам заставы, а далеко впереди них – сигнальщиков, которые постоянно находились на специальных вышках и при появлении недругов поджигали сигнальные костры. Так у мужчин порубежных родов, вне зависимости от их племенной и расовой принадлежности, появилась воинская служба, и жизнь их начала вынужденно военизироваться.
Постепенно служба на границах племён занимала все большее количество людей, и жившим на порубежьях стало некогда хозяйствовать в полной мере. Понимая это, другие рода, проживавшие за их спиной, снабжали своих защитников всем необходимым: верховный правитель собирал для воинов пограничья специальную дань в виде продуктов питания, коней, верблюдов, различных ремесленных изделий и оружия. Так воинская служба порубежных родов стала оплачиваться.
Получать плату за службу было выгоднее, чем заниматься крестьянским трудом, и стражники границ все охотнее отдавали себя сугубо военному делу. С детских лет они учились владеть оружием, осваивали приемы и тактику ведения боя, и мужчины порубежных родов в военном отношении стали на голову выше остальных. Специализация на войне выделила воинов племён в особые профессиональные касты, со временем получившие и отличительные от остальных наименования. Воинские касты разных племён и рас и стали первоначальным казачеством древности.
ВОИНСКИЕ КАСТЫ
Понятно, что в старину порубежные рода разных племён и рас единым народом не были. Не были они, естественно, и единым военным сословием. Пограничные стражники не являлась также одним этносом, ведь они были этнически разны. Порубежные рода раздельно составляли разноплеменные разнорасовые воинские касты, которых объективно объединяла предназначенность для войны. Они дали миру первых воинов человечества – тех, кто с оружием в руках встал на защиту сородичей.
Ратное служение стало их призванием, как призванием купцов всего мира исстари являлась торговля, крестьян – работа на земле, а ремесленников – производство ремесленных изделий. На Руси слово призвание в прошлом звучало как звание и обозначало то, к чему человек призван по своей природе и что выражалось в роде его деятельности. Вот почему в паспортах граждан императорской России до 1917 года писалось «Звание: казак», «Звание: купец», «Звание: крестьянин» и т.д.ь казаков не как народ, сословие или этнос, а как звание. Казак наших дней – это потенциальный воин, внутренне призванный защищать Отечество.
КОННИКИ
Ученые не сомневаются, что изначально все люди на земле говорили на одном языке. Нет единого мнения, каким он был, но наиболее убедительным представляется утверждение, что первоязыком человечества являлся древнейший санскрит (святой язык, святая речь, данная самим Богом). Видоизмененный, он и стал основой языков всех народов мира: к примеру, слова мама, mather, mami, muter – одного санскритского корня ма- и обозначают одно понятие. Древнейший санскрит являл собой лингвистическую основу и так называемых иранских языков, к которым многие ученые уверенно относят и русский: он близок к иранским настолько, что, например, словосочетание Бога ради на древнеперсидском звучит как bagahua radiy (багахуа радиу в русской транскрипции ).
Санскритской природы является и древнейшее слово аз. По древней традиции оно было многозначно и во всех расах, говоривших на одном языке, одновременно означало я и человек. В глубокую старину до смешения языков все люди называли себя азами, отчего в масштабе родственной расы аз понималось ими и в смысле мы, т.е. люди. А после языкового смешения слово аз в чистом виде сохранилось лишь у людей белой расы, а затем – только у праславян и, понятно, у славян.
Так как азы порубежных родов рас жили на окраинах освоенных древними людьми земель, перед ними расстилалась степь, дававшая возможность заниматься скотоводством. Они разводили и коней, которых приручили и обучили. При наступлении военных времен воины порубежных родов седлали коней, что многократно увеличивало их боевую мощь. Азы-защитники стали, в основном, конниками, отчего их назвали конными азами, что выразилось составным санскритским словом казы (кназы).
В последствие понятие кназы приобрело несколько другое звучание и в более позднее время стало славянским словом князи (князья). Его и использовал В.В. Татищев при рассуждениях о происхождении черкесов: он утверждал, что те относились к роду кабардинских князей, пришедших из Египта, где был город Чиркас или Циркас (думается, в последствие это название преобразовалось в Черкасск). Но, судя по всему, историку следовало вести речь не о князьях в современном ему смысле, а о конных азах. Ведь, в высоком смысле, и сами казаки всегда называли себя князьями и княгинями, что сохранилось в их обрядовых свадебных песнях, где жених называется князем, а невеста – княгиней. Вот, как звучит, например, зачин величального пения при языческом венчании казака Тимофея и казачки Насти (он приведен писателем С.Т. Злобиным в историческом романе «Степан Разин»):
Князюшке Тимошеньке слава!
Атаману Тимофею слава!
Слава, слава, слава со княгиней,
С Настенькой, пригожей атаманшей!
Скорее всего, до смешения языков защитники порубежий всех племён и рас называли себя казами, что косвенно подтверждает сохранившееся во многих языках народов мира понятие каз: казых (монг.), киргиз-кайсаки и т.п. У арийцев (у людей белой расы) оно со временем преобразовалось в казар (каз-арий), а затем – в слово казак, в котором -ак означал белый. Таким образом было семантически выделено казачество белой расы, и понятие казак стало соотноситься только с казакам белой расы, в других же расах у них возникли иные названия. Но во всех случаях санскритское каз сохраняло в себе смысл понятия конник (передовой конник, всадники).
РАЗНОПЛЕМЕННЫЕ ВСАДНИКИ
Доказательством неразрывности понятий казак и конник (наездник) являются, в частности, наблюдения историка А.А. Гордеева, который писал: «Племена казаков во внутренней жизни хранили обычаи, полученные от своих предков времен героического эпоса: смелость, лихость и особые свойства наездников, отличавших их среди других народов. Среди всех восточных народов, отличавшихся свойствами лихих наездников, казаки служили примером. Среди восточных народов было распространено представление, служившее примером для конницы: действовать «по-казачьи».
После смешения языков санскритское аз у разных племен получило свои видоизменения: азъ у болгар, as у пруссов, as у литовцев, as у древних германцев, az у осетин, jez у словен, es у латышей, es у армян, ego у латинян, ek у древних северных германцев, ik у готов, ich у немцев, iag у шведов, яг у славяно-росов, I у англичан, io у итальянцев, je у французов и т.д. Из того же ряда – санскритское aham, зендское azem и персидское adam (преобразовавшееся в библейское имя Адам, означающее человек). Соответственно, и слово аз вошло в названия казаков разных народов мира видоизмененно. Так, конники асов стали называться ас-саки (саки асов) – понятие конники здесь выражалось словом саки. У литовцев же (одного из подневольных асам славянских племен) конный ас именовался кунигас (т.е. конник-ас). У арабов слово казак означало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. Истории известны также казяги (от яг) Томаторканской державы, пополнявшие конную дружину князя Мстислава Храброго в XI в. по Р.Х. Нет сомнения, что от санскритского ik возникло онемеченное позже слово конник – Е.П. Савельева справедливо отметил, что древнегерманское кёниг и скандинавское кинг есть не что иное, как конник, и его утверждение полностью подтверждает нашу логику санскритского словообразования от первопонятия аз. Примечательно, что римское слово кесарь имеет корень кес, который в санскритской традиции означает понятие конный еs.
(Продолжение следует).
Добавить комментарий