ДАНИИЛ БАГРИНЦЕВ
Общее сложившееся мнение по поводу ряженых казаков относится в большей массе к людям, которые, как правило, надели генеральские мундиры, обвешались множеством наград или «скромной» увесистой наградной колодкой. Яркие экземпляры «ряженого движения» выделяют себя с помощью аляповатой формы, как правило, изготовленной по собственной фантазии, и по своим средствам, а также новодельными наградами (встречаются носители и боевых наград СССР). Данные ряженые полководцы, атаманы, для оправдания собственной значимости, пытаются организовать и возглавить движение по возрождению казачества в разных регионах бывшего Советского Союза и за рубежом. Как правило, их «высокие» должности не являются выборными и принадлежат им пожизненно. Такие люди пытаются держаться поближе к местной администрации и духовенству, где играют роль свадебного генерала. Соответственно, люди, ставшие под знамена таких «генералов», сами являются носителями ряженого движения, и уже не имеет значение, происходят ли эти казаки с казачьего рода и какие погоны на них.
«Ряженое движение» изначально имеет замес на человеческой гордыни и никакого отношения к истории и культуре казачьего народа не имеет. Одно из ярких проявлений этого движения выражено у представителей «Казачьей Академии», где директорат с преподавательским составом лицеев произвели себя в генералы и начали выпускать академичных казаков — маляров и казаков -парикмахеров. Также, можно встретить ряженых генералов и в детских оздоровительных лагерях отдыха (бывшие пионерские лагеря), присваивающих и раздающих казачьи удостоверения всем отдыхающим детям, тем самым, «возрождая» казачество среди молодежи. Встречаются среди ряженых генералов люди, занимающиеся торговлей и ресторанным бизнесом (шинкари), бывшие военнослужащие и милиционеры, которые не смогли в своих структурах дослужиться до генеральских погон, а также другой люд, трудящейся во всех социальных сферах, в том числе безработные и пенсионеры. Одни хотят добавить к своей состоятельной жизни некую пикантность, почувствовать себя воином без страха и упрека, другие страдают психическим расстройством, третьи, пользуясь безнаказаностью и, компенсируя свою несостоявшуюся жизнь, рядятся высокопоставленным лицом, пытаясь реализовать свои амбиции над легковерными людьми. Всех этих людей объединяет одно- они не способны и не желают нести тягости и лишения ради благополучия своего народа, и им никогда не понять изречение: «За други своя!».
Ряженое движение является интернациональным и многоконфесиональным.., по этому среди данного «казачества» можно встретить как атеиста, иудея, мусульманина, так и нью- язычника.
Присяга или посвящение в казаки, как правило, в ряженых организациях происходит сугубо по их сценарию, который бывает, выдается как за очень древний или воинский обряд. К примеру, верстающиеся в казаки принимают присягу возле вечного огня, памятников или местного клуба. Посвященного могут поставить на одно или оба колена и по примеру масонских рыцарских орденов, возложить обнаженное холодное оружие на плечо и объявить его во имя Бога или Аллаха казаком. Также вновь новоявленному казаку могут поднести рюмку водки, установленную на шашке, которую он должен осушить до дна. Организация с притязанием на свои древние корни обязательно выпорет свое новое пополнение. Погоны в данных организациях раздаются ряжеными генералами, иногда даже за единоразовый денежный взнос. Как правило, в таких организациях все ее члены являются «казачьими офицерами». Присутствуют в таких организациях и женщины, не чем не уступающие ряженым казакам, иногда в этих организациях их называют берегинями.
Старорусское слово «верстаться» обозначает приравниваться, и в данном случае люди, приходящие в эти организации, пускай даже с благими намерениями принести пользу своему Отечеству, приравниваются к своим ряженым генералам. В конце концов, эти люди станут перед выбором: покинуть организацию или уподобиться ее членам. Ведь деятельность этих организаций сводится к пошиву форменной одежды, покупки наград и шашки, кашеварства и распития спиртных напитков по форме, участие в парадах и телевизионных выступлениях и даже, написание собственных мемуаров про то, как они возрождали казачество.
Не следует путать ряженых казаков, и людей, увлекающихся историей, и занимающихся реконструкцией формы и исторических событий, а также казачьи народные ансамбли, которые одеваются согласно сценическому образу.
Вред от ряженого движения заключается в дискредитации казачьего народа среди населения. А также попытки вхождения во власть и срастания с нею, лоббирование собственных шкурных интересов.
Казаки по духу или сословное (служивое) казачество.
К данной категории в основном относятся люди, которые благодаря собственному умозаключению пришли к выводу, что они могут называться казаками. Как правило, основанием этого решения могло стать общепринятое мнение, что казаки — это, воины. Поэтому для казака по духу достаточно, чтобы он служил, когда то в вооруженных силах, тем более принимал участие в боевых действиях, а если он служил еще и пограничником, кавалеристом или в разведке, то это уже готовый казак-пластун. Среди таких казаков преобладает теория происхождения казачества, как сословного. Историю казачьего народа для них не более чем боевой путь воинской части или история одного из рода войск.
Ошибка сословной теории заключается в том, что к казачьему народу приравнивают всех людей по принципу профессиональной пригодности. При этом считается, что в сословии состояли только сугубо профессионалы своего ремесла, что противоречит самой истории и больше схоже на идеализацию данного вопроса.
Также, к этому движению относятся лица, рожденные на территории проживания казаков, но сами являются потомками переселенцев. Используя местный фольклор, они вживаются в образ, при этом не ведут казачий образ жизни, а только на свой лад и согласно современным жизненным потребностям используют казачье имя. Есть среди сословного движения и коренные казаки, видящие путь дальнейшего развития казачества только в служении государству.
Яркий пример данного движения это реестровое казачество. Люди, которые первым делом решили возобновить казачью службу на государственной основе. При этом не восстановили старый казачий уклад жизни. Не стали казаки хозяевами на своей земле. Земли, предприятия и власть в исконных исторических местах проживания казаков принадлежат в данный момент разным дельцам, которые в лихие 90-ые наживали свой криминальный капитал. Не произошло срастание казаков и власти, не стал председатель станичного правления и атаман станицы одним лицом, также как и районная, областная администрация не стала казачьей. Даже если представитель власти является по происхождению казак, то все равно он остается чиновником, заложником бюрократического аппарата, а не представителем отстаивающим интересы коренного населения. Не допустила нынешняя власть казаков к экономике, устранила их от финансовых потоков. Отчасти в этом виноваты и сами казаки. В то время, когда по просторам бывшего СССР шел передел власти и разграбление народных средств, казаки по примеру клубов — реконструкторов, только и делали, что шили себе казачью форму и добивались права служения государству. Правда, немногочисленные лучшие представители этого движения сражались в это время в казачьих подразделениях в Приднестровье, Абхазии, Чечне.
Теперь реестровое казачество РФ добилось разрешения власти на служение в государственной структуре. По указке и фантазии власти шьет себе единую форму, исполняет роль полиции, охранников, «защитников экологии». Так как основа реестровой казачьей службы заключается в несении государственной службы, то для исполнения взятых обязательств атаманское правление готово зачислить в свои ряды даже инородцев для численного состава, к примеру, армян.
Для казачьего народа, не имеющего твердой экономической базы сейчас обременительно нести еще дополнительные обязательства перед государством, поэтому до сих пор в составе министерства обороны не созданы казачьи подразделения. Лишь только некоторые части носят казачье название и пополняются призывниками срочной службы из казачьих мест, но по своему принципу вообще не являются казачьими.
Положительным фактором реестрового казачества является создание казачьих кадетских корпусов. Воспитание подрастающего поколения, вот, где смогли себя реализовать профессионалы своего дела казаки — педагоги, бывшие военнослужащие министерства обороны. На данный момент это одна из самых жизни важных проблем казачества, воспитать сегодняшнее казачество в Законе Божьем и умении любить свою Родину.
К категории сословного казачества относится и большинство общественных казачьих организаций. Да, эти организации не берут на себя такие обязательства перед государством как реестр, но используют все внешние атрибуты воинского сословия, т.е. чины, погоны, форменная одежда, выдаваемая за народный костюм, награды. Многим из этих носителей формы достаточно даже собственного сознания, что они причислены к воинскому сословию и былой воинской славе казачьего народа, почувствовать свою особенность и соответственно требовать к себе уважительного отношения. Также есть ряд людей, которые на этом пытаются заработать и войти во власть. Цели этих организаций, очень размыты и укладываются в общий лозунг: «Возрождаем казачество».
Казаки по духу в большей своей массе исповедывают православную христианскую веру, но в некоторых регионах (например, Оренбургское казачество) встречаются мусульмане, буддисты. Как правило, воцерковленных казаков очень мало, большая масса знает и чтит свою веру лишь поверхностно. Ведь главная задача сословного казачества заключается в служении государству и соответственно получении за это благ, но, а церковь от государства отделена.
Минус сословного, по духу казачества в том, что рано или поздно, но дембель неизбежен и человек служащий «в казаках» всегда может снять свой мундир с наградами «За возрождение казачества» и уйти на заслуженный отдых. И его дети могут и не относить себя к казачеству, ибо найдут себя в другом профессиональном сословии, а казачество будут воспринимать как родительские причуды.
Родовые казаки.
В данной статье под названием родовых казаков подразумеваются казаки, рожденные в казачьих семьях. По крови и плоти принадлежащие казачьему народу. Это те казаки, про которых говорят, что казаки от казаков ведутся.
Указ Советской власти от 24 января 1919 г. о расказачивании казачьего народа привел к массовым репрессиям и исходу множество казаков со своих мест проживания, фактически был применен геноцид Советской властью по отношению к воинственному казачьему народу. Потери в Первой мировой войне, Гражданской войне и Великой Отечественной войне обескровили казаков. Гражданская война прошла по всем казачьим землям, унося, в том числе и жизни мирного населения. Кровавый пик во Второй мировой войны пришелся как раз на земли проживания донских, кубанских, терских казаков и с этих же земель началось бегство фашистской коалиции из СССР.
Несмотря на все испытания, выпавшие на долю казачьего народа, память его осталась неистребима. В 1990 г. казаки по примеру исторических клубов надевают форму своих прославленных дедов или шьют аналогичную из современных материалов. Наблюдается колоссальный подъем энтузиастов по возрождению былого величия казачьего народа. Еще живы на тот момент казаки, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, в том числе и в казачьих частях РККА. Надежда на изменение к лучшей жизни жила в каждом казаке.
Еще только возрождалось самосознание у казаков, но они уже принимают участие в боевых действиях в Преднестровье, в дальнейшем Сербии, Абхазии, Чечне. Образовываются казачьи организации с историческими названиями казачьих Войск, но в рамках современного законодательства. Избираются атаманы, выстраивается структура, есть даже попытки ведения общего хозяйства на основе коммерции и сельского хозяйства с отчислением добровольных взносов в казачьи организации.
Государства, которые образовались после распада СССР и на территории, которых находятся исторические казачьи земли, приняли самое «активное» участие в «возрождение казачества». Одним из самых государственных эффективных методов оказалось равнодушие, безучастие в казачьем вопросе, государства игнорируют понятие, как казачий народ. Государства позволили создавать псевдоказачьи организации. Более трудным способом, оказалось «направить» казачество к решению «насущных государственных проблем» и соответственно служению этим государствам. Постепенно казаков стали приучать к мысли, что ними способен управлять и соответственно исполнять обязанности на таком высоком административном месте, только атаман государственного ума. В результате практически во главе всех казачьих Войск на места атаманов были избраны люди из государственной системы. Государство, играя на человеческой гордыни, позволяет изготавливать и носить казачьи награды, по принципу ведомственных структур. Верховным атаманам утверждают генеральские чины, при этом народные избранники зачастую не имеют воинского образования, а также государство поддерживает незаслуженную раздачу чинов в казачьих организациях. Ведется игра в государственных масштабах. С помощью государственного чиновника казачья идея способная возродить былую казачью славу превращается в фарс.
Первостепенная задача казачества сплотить свой народ, разбудить его сознания от рабского безразличия, воспитать достойную молодежь, стать хозяином на собственной земле и наполнить казаками наши вымирающие хутора, станицы практически не выполняется. Даже воспитание подрастающего поколения в кадетских корпусах, казачьих школах являются на данный момент только попыткой сохранения памяти о казачьем народе в нашем будущем. Ведь по окончании школы, армии большинство молодых казаков вынуждены уезжать на заработки в поисках лучшей жизни и заработков.
Но еще достаточно проживает казаков из казачьих родов на своих землях в своих станицах и хуторах, трудятся на земле, учительствуют, работают на шахтах, заводах, живут у своих рек, растят своих детей, отправляют сынов на воинскую повинность. Многие из них только наблюдают за попытками возрождения казачьего движения, некоторые относят себя к сочувствующим, но не верят они или уже разуверились, что если одеть дедовские шаровары с лампасами, то из-за этого что-то изменится. Сознает народ, что, не возродив свою соборную станичную жизнь односумов, не выстроишь достойного атаманского правления. Не воспитав с колыбели достойного казака, в результате не получишь и достойного атамана. А глядя на своих соотечественников, одевших погоны, и обвешанных оружием, кроме сарказма у казаков ничего не вызывает или возникает ощущение, что постоянно происходит мобилизация, которая зачастую заканчивается сабантуем.
По своему внутреннему устройству казаки очень консервативны, как и их православная христианская вера и наверно на сегодняшний день этим они и отличаются от современных цивилизованных славянских народов. Казаки перенесли в современный образ жизни и элементы старого своего уклада, это их ценность, которой они дорожат и гордятся. При этом, доказав, что старое и новое может гармонично сочетается в их народе. Сегодня все чаще можно встретить казака, у которого в повседневной современной одежде встречаются элементы, заимствованные из старинной казачьей одежды, подчеркивая тем самым свою принадлежность к казачьему народу. А в интерьере их современных домов обязательно найдутся признаки, указывающие на то, что здесь проживают казаки. Гордятся казаки и своей воинской службой и родом войск, в которых довелось служить, иногда сохраняя свой армейский мундир, и отмечают свои армейские праздники. При этом по примеру своих предков, уважительно относятся к заслуженным боевым наградам и пренебрегают современными ширпотребовскими знаками. Даже в воспитании своих детей, казаки всегда делают особый акцент, что их ребенок — казак. Казачья молодежь с удовольствием слушает и знает старинные казачьи песни, иногда обрабатывая их на современный лад, увлекается верховой ездой, казачьими единоборствами, изучает искусство владения казачьим оружием. Казаки охотно занимаются с детьми переселенцев, проживающих на казачьих землях, на основании старинного казачьего закона: «С Дона выдачи нет!»
Скорей всего современный родовой казак на вопрос о своей национальности ответит, что он казак, и уточнит какого именно он Войска (донского, кубанского, уральского и т.д.) или же ответит, что он русский из казаков.
Среди казачьего народа есть так же радикальное течение, которые выступают за устройство страны под названием Казакия. Радикальное течение малочисленно и в основном состоит из казаков, которые принимали участие в боевых действиях, поэтому среди этих казаков можно встретить больше людей дела, чем болтунов.
Самая активная часть казачества состоит в общественных организациях или вошла в реестровое казачество.
В некоторых семьях при Советской власти казаки, уходящие на срочную службу, у себя дома, под образами с родительского благословения давали казачью присягу. И никакая другая присяга не могла освободить казака от верности своему народу, ибо он ее давал перед Богом. На сегодняшней день казаки принимают присягу в своих православных храмах, после исповеди и причастия, в торжественной обстановке. Каждый казак принимает присягу индивидуально, и в подтверждение своих слов осеняет себя крестным знаменем, целует евангелие и крест. Казачья присяга на верность своему народу принимается в допризывном возрасте, от 16 до 18 лет.
Попытки уже не возродить, а изменить жизнь к лучшему со стороны казачества продолжаются. Сплоченный народ способен создать лучшую армию мира, но еще не одна армия мира не смогла создать народ. История казачьего народа говорит о том, что на протяжении множества поколений под действием разных исторических событий народ сформировал свои принципы бытия и сумел создать казачье Войско, которым не уставал восхищаться враг земли русской.
Добавить комментарий